В соответствующем письме от 20 сентября 2024 г. № 28-6/10/В-15619 ведомство, ответственное за методическое обеспечение в сфере противодействия коррупции, сообщает о проведении анализа правоприменительной практики, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятым по таким обращениям мерам реагирования за период с 2020 по 2022 гг. Основываясь на результатах анализа, Минтруд России напоминает:
- антикоррупционных законодательством для государственных и муниципальных служащих установлена обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
- аналогичная обязанность распространяется на:
- служащих Центрального банка Российской Федерации,
- работников, замещающих должности в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов,
- работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях,
- работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами,
- лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- лицо, уведомившее о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, а также о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, подлежит государственной защите;
- в частности, в случае совершения таким лицом дисциплинарного проступка в течение года после совершения соответствующего разоблачения меры дисциплинарной ответственности к нему применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; такая норма направлена на защиту разоблачителя от репрессивных мер возмездия, включая необоснованное применение дисциплинарных взысканий;
- согласно внутренним документам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к участию в таких заседаниях комиссий должны привлекаться представители органов прокуратуры;
- порядок уведомления, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем); в качестве методической поддержки могут применять:
- Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, направленные письмом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 7666-17,
- выдержка из отчета НИУ ВШЭ о выполнении проекта научно-методического обеспечения «Анализ правоприменительной практики и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере получения, рассмотрения и проверки информации о склонении к коррупционным правонарушениям и предполагаемых фактах коррупции, а также защиты лиц, представивших указанную информацию» (доступно в федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»).