Новые Рекомендации в целом почти не претерпели изменений по сравнению с версией прошлого года. Среди обновлений и дополнений, внесенных в документ, можно отметить следующие:

1) уточнение о том, что военнослужащие и иные лица, которые в любое время с начала специальной военной операции (а не только в течение отчетного периода) принимали в ней участие или непосредственно выполняли задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, в рамках текущей декларационной кампании не представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, расходах);

2) перечисление наиболее востребованных документов (источников информации), на основании которых рекомендуется заполнять справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справка). Например, для заполнения раздела «Сведения о доходах», как указано в Рекомендациях, могут быть использованы справка о доходах и суммах налога физического лица и справка о размере пенсии и иных социальных выплат (в том числе о пособии по временной нетрудоспособности), которые можно получить через Личный кабинет налогоплательщика (для последней также – на официальном сайте Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а также выписка банка о движении денежных средств по счету;

3) замечание о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность подписания справки иным лицом вместо служащего (работника), представляющего такую справку;

4) рекомендуемый порядок действий при невозможности представить сведения о доходах, расходах вследствие не зависящих от служащего (работника) обстоятельств, а также отсылка на дополнительные аналитические материалы Минтруда России, посвященные данному вопросу;

5) указание на недопустимость ситуаций, при которых дата печати справки, автоматически формируемая в правом нижнем углу каждого листа справки при заполнении в СПО «Справки БК» и последующей печати, оказывается более ранней, чем отчетная дата, указываемая на титульном листе справки, или более поздней, чем дата заверения достоверности и полноты на последнем листе справки;

6) уточнение особенностей указания доходов для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, в частности, того, что при применении автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АвтоУСН) в качестве «дохода» указывается сумма полученных доходов (независимо от объекта налогообложения) за налоговые периоды отчетного года. При этом служащий (работник) может представить пояснения по существу доходов от предпринимательской деятельности, полученных им или членами его семьи, и приложить их к справке;

7) указание на то, что в разделе «Сведения о доходах» не отражается:

  • цифровая валюта, полученная в результате майнинга: хотя в соответствии с российским законодательством такая цифровая валюта относится к доходам, полученным в натуральной форме, она подлежит указанию в подразделе «Цифровая валюта» раздела «Сведения об имуществе» справки;
  • доход от продажи иностранной валюты;

8) уточнение о том, какие категории лиц в любом случае не заполняют раздел «Сведения о расходах», а именно:

  • граждане, поступающие на службу (работу);
  • служащие (работники), переводящиеся с должности, замещение которой не предусматривает обязанности представления сведений о доходах, на должность, которая предусматривает такую обязанность;
  • лица, избранные депутатом представительного органа муниципального образования или депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации и осуществляющие свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе) – при представлении справки в течение четырех месяцев со дня избрания или со дня передачи вакантного депутатского мандата;

9) замечание о том, что при заполнении подраздела «Транспортные средства» раздела «Сведения об имуществе» вид, марка, модель транспортного средства, год изготовления заполняются согласно официальным документам (например, согласно паспорту транспортного средства или свидетельству о регистрации транспортного средства);

10) уточнение, что в подразделе «Цифровая валюта» раздела «Сведения об имуществе» в отношении цифровой валюты, полученной в результате майнинга или участия в майнинг-пуле, «Дата приобретения» указывается в соответствии с датой получения цифровой валюты лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула);

11) комментарий о том, что, хотя в информации, полученной от налоговых органов, могут указываться электронные средства платежа (ЭСП), их отражение в разделе «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки не требуется;

12) указание на то, что отзыв лицензии у кредитной организации не означает закрытие счета; для получения сведений о таких счетах служащему (работнику) рекомендуется обращаться в кредитную организацию в рамках Указания Банка России от 27 мая 2021 г. №5798-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения» (далее – Указание №5798-У);

13) уточнение, что ликвидация кредитной организации означает закрытие счета в данной организации; при реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения или преобразования для получения информации о счетах служащему (работнику) необходимо обратиться в банк или кредитную организацию, созданную по результатам реорганизации, в рамках Указания №5798-У.

Декларирование