Соответствующий Указ от 25 января 2024 года № 71 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», в частности, предусматривает следующие новеллы:
1. Совет и президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции
Согласно нормативному акту, Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее – Совет) теперь также будет рассматривать:
- вопросы соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов:
(1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (ранее Совет рассматривал только вопросы соблюдения указанными категориями лиц требований к служебному поведению),
(2) лицами, замещающими любые иные должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – в случае принятия такого решения Президентом Российской Федерации или Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
- заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и уведомления о возникновении не зависящих от них обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, поступивших от:
(1) лиц, замещающих должности атаманов Всероссийского казачьего общества или войскового казачьего общества, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее – атаман),
(2) лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного.
Одновременно на президиум Совета возлагаются функции по рассмотрению:
- вопросов, касающихся соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей лицами, замещающими:
(1) государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066,
(2) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,
(3) должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
(4) должности руководителей и заместителей руководителей аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации,
(5) должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации,
(6) должности в государственных корпорациях (компаниях), в иных организациях, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаниях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,
(7) отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,
- заявлений о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», поступивших от:
(1) лица, замещающего государственную должность Российской Федерации,
(2) лица, замещающего должность, указанную в пунктах (5)-(7) выше,
- уведомлений о возникновении не зависящих от них обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, поступивших от:
(1) лица, замещающего должность, указанную в пунктах (1)-(7) выше,
(2) атамана,
(3) лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного,
- обращений граждан, замещавших должности, указанные в пунктах (1)-(4) выше, о возможности трудоустройства в коммерческую или некоммерческую организацию, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их служебные обязанности, и уведомлений коммерческих или некоммерческих организаций о трудоустройстве таких граждан,
- заявлений о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и уведомлений о возникновении не зависящих от них обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, поступивших от:
(1) атамана,
(2) лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного.
2. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Указ также уточняет полномочия комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), которые теперь, среди прочего, будут рассматривать заявления служащих о возникновении не зависящих от них обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
По результатам рассмотрения соответствующего вопроса комиссия может принять решение о наличии либо об отсутствии причинно-следственной связи между возникновением таких обстоятельств и невозможностью соблюдения соответствующих требований.
3. Сведения о доходах, расходах
Наконец, принятый нормативный акт отменяет установленную ранее обязанность прикладывать к справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выписки о движениях денежных средств по счетам в случае, если сумма поступлений на счет за отчетный период превышает общий доход декларанта и его супруги (супруга) за три года – сохраняется только необходимость указать такую сумму в соответствующей графе Раздела 4 справки.