В Китае разъяснили требования к комплаенс-программам медицинских организаций

Государственное управление Китая по регулированию рынка (State Administration for Market Regulation – SAMR) представило итоговую редакцию Руководящих принципов по соблюдению требований для компаний сферы здравоохранения в целях предотвращения рисков коммерческого взяточничества (далее – Руководство).

3 мин
Китайский колокольчик

Соответствующий документ, проект которого был опубликован для общественного обсуждения в октябре 2024 года, а первая версия – 30 декабря 2024 года, предлагает фармацевтическим и медицинским компаниям в Китае рекомендации по управлению антикоррупционными рисками. Хотя само Руководство не является юридически обязательным, оно тесно связано с существующими законами, такими как Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией (中华人民共和国反不正当竞争法) и Закон о контроле за оборотом лекарственных средств (中华人民共和国药品管理法) – эти нормативные акты налагают на компании определенные обязанности, а Руководство направлено на предоставление конкретных рекомендаций по соблюдению этих обязанностей.

Руководство основано на лучших международных практиках и сосредоточено преимущественно на тех же ключевых элементах антикоррупционного комплаенса, которые содержатся, например, в документах Министерства юстиции США и Комиссии по ценным бумагам и биржам США, но дополнительно выделяют области риска, характерные для сектора здравоохранения Китая. В частности, SAMR указывает на повышенные коррупционные риски в девяти видах деятельности, которыми компании могут заниматься в Китае, а именно:

  1. оплата услуг медицинских работников;
  2. спонсорство, пожертвования и гранты организациям здравоохранения;
  3. гостеприимство и развлечения;
  4. академические встречи и обмены;
  5. скидки, уступки и комиссионные для дистрибьюторов и третьих лиц;
  6. предоставление бесплатных образцов;
  7. клинические исследования;
  8. аутсорсинг услуг;
  9. розничные продажи.

В Руководстве изложены правила и запреты для каждого из этих видов деятельности: документ вводит подробную систему классификации, категоризируя определенные практики как «запрещенные», «ограниченные», «рекомендуемые» или «допустимые», и предоставляет компаниям четкую структуру для выявления и управления рисками взяточничества. 

Так, например, согласно Руководству:

  • расходы, связанные с гостеприимством, должны быть ограничены разумными и скромными расходами на питание, а предоставление таких форм гостеприимства, как оплата развлечений, фитнес или туризм, запрещено;
  • компаниям рекомендуется оплачивать услуги медицинских работников посредством банковского перевода;
  • компаниям рекомендуется получать подтверждение времени и содержания услуг от организаций, проводящих клинические испытания, и исследователей прежде, чем оплачивать соответствующие услуги.

Кроме того, авторы Руководства указывают на то, что организации сферы здравоохранения должны тщательно расследовать и своевременно устранять риски, связанные с коррупцией, и поощряют самостоятельное раскрытие регулирующим органам информации о потенциальных неправомерных действиях, напоминая, что в случае добровольного раскрытия таких сведений компании могут претендовать на смягчение санкций. 


Руководство было выпущено на фоне более широких реформ в антикоррупционной системе Китая. Так, 25 декабря 2024 года Всекитайское собрание народных представителей опубликовало проект поправок к Закону о борьбе с недобросовестной конкуренцией, которые предлагали, среди прочего:

  • наказание не только для взяткодателей, но и для взяткополучателей;
  • увеличение максимальных штрафов для корпораций, признанных виновными в коммерческом взяточничестве;
  • введение новых санкций в отношении таких лиц, как законные представители, члены советов директоров и другие ключевые сотрудники организаций, которые были вовлечены в корпоративное взяточничество.
Комплаенс Стандарты поведения