Счетная палата: имущество коррупционеров используется неэффективно

Счетная палата проанализировала, как государство распоряжается имуществом, конфискованным по коррупционным основаниям.

4 мин
Оценка недвижимого имущества

В своем отчете регулятор провел аудит учета и распоряжения в 2023–2024 годах и истекшем периоде 2025 года:

  • обращенным в доход Российской Федерации имуществом, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы,
  • конфискованным имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений,

за исключением долей и акций хозяйственных обществ и движимого имущества.

Согласно документу, всего по состоянию на 1 июля 2025 года в доход государства было обращено 8776 объектов недвижимого имущества совокупной стоимостью 113,2 млрд руб. Из них примерно 45% составили земельные участки, 33% – помещения и машино-места, 19% – здания и сооружения, 3% – доли участия. При этом основная доля стоимости таких объектов пришлась на здания и сооружения (75,4 млрд руб., что составляет 67% совокупной стоимости).

Однако аудит показал, что лишь около 8% объектов вовлечено в хозяйственный оборот на возмездной основе, что свидетельствует о крайне низкой эффективности их использования и недополучении доходов федеральным бюджетом.

Так, по состоянию на 1 июля 2025 года целевая функция «Приватизация» была установлена для 2 404 объектов коррупционного имущества общей кадастровой стоимостью 37,8 млрд руб.. Из них лишь 31 объект (0,2 млрд руб.) включен в перечни для приватизации; еще 264 объекта (1,3 млрд руб.) ожидают включения. Около 88 % объектов (стоимостью свыше 36 млрд руб.) фактически не вовлечены в приватизационные мероприятия. За рассматриваемый период территориальными органами Росимущества было продано 218 объектов коррупционного имущества на общую сумму 3,188 млрд руб. (74 объекта на сумму 1,404 млрд руб. реализованы в рамках прогнозного плана приватизации, 144 объекта на сумму 1,784 млрд руб. – в рамках Перечня федерального имущества, приватизация которого проводится без включения в прогнозный план). Больше всего имущества (120 объектов) было приватизировано в 2023 году.

Что касается аренды изъятого имущества, в отчете отмечается восходящая динамика с одновременным снижением поступлений от аренды, а также указывается на недостаточность количества арендуемых объектов для получения возможного максимального дохода. Всего за 2023-2024 годы и первую половину 2025 года в аренду передано 224 объекта коррупционного имущества. Доход федерального бюджета от аренды за 2,5 года составил 832,2 млн руб. В то же время дебиторская задолженность по арендным платежам на 1 сентября 2024 года составила 92,1 млн руб., из которых взыскано 41,1 млн руб., поданы исковые заявления еще на 37,2 млн руб.

Среди основных проблем, выявленных Счетной палатой в рамках аудита распоряжения коррупционным имуществом, можно выделить следующие:

  • отсутствие нормативного регулирования передачи имущества – в частности, между ФССП и Росимуществом не утвержден единый порядок передачи недвижимого коррупционного имущества, что приводит к приему несуществующих объектов и затягиванию процедур;
  • несогласованность практики учета и регистрации – территориальные управления Росимущества используют разные подходы к постановке на учет и регистрации прав собственности, что вызывает несоответствия и дублирование данных;
  • затягивание сроков регистрации федеральной собственности – средний срок регистрации права собственности Российской Федерации составляет от 1,5 до 2 лет; объекты нередко остаются под арестом, с запретами на регистрационные действия и с проживающими в них лицами;
  • нарушения бюджетного и бухгалтерского учета – для ряда объектов в Реестре федерального имущества указана условная стоимость «1 рубль» при наличии кадастровой оценки; не исключаются выбывшие объекты; допускаются ошибки и несвоевременные обновления данных;
  • отсутствие единого подхода к администрированию арендных платежей – разные территориальные органы Росимущества учитывают поступления по различным кодам бюджетной классификации, что затрудняет контроль и анализ;
  • формальный характер определения целевых функций имущества – целевые функции утверждаются массово, без анализа реального состояния объектов и без участия территориальных подразделений;
  • низкий уровень реализации установленных целевых функций – как было отмечено выше, для 88% объектов с функцией «Приватизация» мероприятия фактически не проводятся, что тормозит вовлечение имущества в экономический оборот;
  • законодательные ограничения приватизации – продажа жилых помещений и земельных участков, признанных коррупционным имуществом, во многих случаях запрещена или существенно ограничена, что препятствует реализации активов;
  • отсутствие системного контроля эффективности – Росимущество не осуществляет мониторинг результативности распоряжения коррупционным имуществом; территориальные органы не проводят оценку эффективности и не имеют установленных KPI в этой сфере;
  • неурегулированность сроков и процедур публикации информации, что снижает прозрачность и привлекательность объектов;
  • риски утраты имущества – из-за затяжных процедур регистрации, отсутствия снятия обеспечительных мер и фактического контроля за объектами возникают случаи потери активов, ухудшения их состояния и разрушения зданий.
Меры ответственности