Соответствующее письмо, согласованное с Генеральной прокуратурой РФ и ответственным подразделением Администрации Президента РФ, было направлено ведомством в государственные органы субъектов.
В нем, прежде всего, отмечается, что в российском законодательстве отсутствует определение категории «организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации» (сокращенно названных «региональными подведомственными организациями»). Регулятор предлагает по умолчанию относить к данной категории организации, соответствующие одной или нескольким из следующих характеристик:
- созданы в организационно-правовой форме государственного учреждения субъекта РФ или государственного унитарного предприятия субъекта РФ;
- находятся в ведении органа исполнительной власти субъекта РФ;
- учреждены субъектом РФ;
- более 50% акций (долей) уставного капитала принадлежит субъекту РФ;
- у субъекта РФ есть специальное право на участие в управлении (например, «золотая акция»).
Перечень антикоррупционных стандартов, применимых к работникам таких организаций, в антикоррупционном законодательстве также не закреплен. Однако, отдельные ограничения и запреты предусмотрены иными нормативными актами:
- для руководителей государственных учреждений субъектов РФ (далее – ГУ) – ТК РФ установлена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах);
- для руководителей государственных унитарных предприятий субъектов РФ (далее – ГУП) – Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» введена обязанность соблюдать отдельные антикоррупционные стандарты, включая ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью, предпринимательской деятельностью, участие в управлении коммерческими организациями;
- для руководителей региональных подведомственной организации, а также руководителей и работников контрактной службы, контрактных управляющих, работников, являющихся членами закупочной комиссии – Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» содержат требования принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок.
- для работников некоммерческих организаций, педагогических работников, медицинских или фармацевтических работников и лиц, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта – специальными законами, регулирующими соответствующую деятельность, установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Применять к работникам региональных организаций иные антикоррупционные ограничения и запреты, по мнению регулятора, следует с осторожностью с тем, чтобы не нарушить их трудовые права. В частности, Минтруд отмечает следующее:
1) не допускается устанавливать требование о представлении сведений о доходах для лиц, не относящихся к категории руководителей ГУ;
2) совместная работа родственников в региональных подведомственных организациях не запрещается законодательством, однако целесообразно разработать порядок и механизмы реагирования на факты возникновения в подобных случаях личной заинтересованности у работников. При этом такой порядок и механизмы не должны ограничивать законные права и свободы работников региональной подведомственной организации, включая право на труд: в частности, неправомерным будет запрет на трудоустройство соответствующих лиц либо их увольнение;
3) меры, которые региональная подведомственная организация принимает во исполнение п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Закона «О противодействии коррупции» (предотвращение и урегулирование конфликта интересов), не должны превращаться в «скрытый запрет на работу близких родственников (свойственников)». Сам по себе факт родства не образует нарушения, а увольнение работника с целью «урегулирования» конфликта интересов будет несоразмерной мерой и затронет его конституционное право на труд;
4) запрещать работникам региональных подведомственных организаций вести бизнес или входить в органы управления организациями также нельзя (исключение – руководители ГУП) – в данном случае целесообразно, как и применительно к совместной работе родственников, разработать порядок и механизмы реагирования на факты возникновения у работников личной заинтересованности в подобных ситуациях с тем, чтобы оперативно реагировать на случаи получения неправомерной выгоды в условиях наличия конфликта интересов;
5) недопустимо вводить для работников и дополнительные запреты на подарки: по общему правилу (ст. 575 ГК РФ), не разрешается дарение подарков, кроме «обычных» подарков стоимостью до 3000 руб. Вместе с тем, в рамках реализации положений ст. 13.3 Закона «О противодействии коррупции» могут устанавливаться единые правила получения и дарения подарков работниками региональных организаций;
6) увольнение «в связи с утратой доверия» применимо лишь к деяниям, прямо перечисленным в п. 71 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, и только если соответствующий антикоррупционный стандарт установлен федеральным законом или подзаконным актом – поэтому увольнять работника по этому основанию исходя из положений нормативных актов субъекта или локальных актов региональной организации нельзя. Например, руководитель ГУ не может быть уволен в связи с утратой доверия за непринятие им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, например, в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в сфере закупок), а руководитель региональной подведомственной организации – в случае непринятия в такой организации мер по предупреждению коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Следует отметить, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямо установленных для работников региональных подведомственных организаций ограничений – в том числе на совместную работу родственников, выполнение иной оплачиваемой работы, участие в управлении организациями, получение и дарение подарков, – соответствующие организации могут регулировать данные вопросы через положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, принятие которых, как уже отмечалось, предусмотрено п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Закона «О противодействии коррупции» для всех типов организаций. При этом следует учитывать рекомендации Минтруда России в части нежелательности «урегулирования» конфликта интересов в таких случаях через крайние меры в виде увольнения.