В частности, согласно документу, обязанность представлять сведения о доходах возлагается на:
1) граждан:
- при поступлении на должность, включенную в перечень;
- в случае включения в кадровый резерв;
2) должностных лиц (государственных и муниципальных служащих, работников государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, организаций, созданных на основании федеральных законов, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, судей и т.п.):
- при переводе на должность, включенную в перечень;
- при переходе из одного органа в другой;
- в случае включения в кадровый резерв;
- в случае возникновения оснований для представления сведений о расходах (не позднее 30 апреля года, следующего за годом возникновения таких оснований);
- при наделении полномочиями по должности, назначение на которую осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ (в течение 4 месяцев со дня назначения).
Соответственно, ежегодное представление сведений о доходах, которое сейчас предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предлагается отменить.
Такой подход, с одной стороны, видится обоснованным: заполнение достаточно объемной справки о доходах, особенно в условиях, когда имущественное положение большинства служащих из года в год значительно не меняется, создает избыточную нагрузку на декларантов. И хотя введение электронной формы справки, заполняемой с использованием СПО «Справки-БК», до некоторой степени упростило этот процесс, без автоматической подгрузки информации из государственных баз данных сбор необходимых сведений лицами, обязанными представлять сведения, все равно занимает достаточно много времени.
С другой стороны, остается не вполне понятным, каким образом при таком подходе будет осуществляться контроль соответствия расходов чиновников их доходам. Если исходить из комментариев одного из инициаторов законопроекта, можно предположить, что постоянный мониторинг активов должностных лиц будет вестись с использованием ГИС «Посейдон». Однако, учитывая общее количество должностных лиц (согласно последним доступным данным Росстата, в 2022 г. одних только сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления насчитывалось более 2 млн человек), объективные возможности данной системы по обработке такого объема данных в реальном времени вызывают определенные сомнения. Поскольку детальная информация об особенностях работы ГИС «Посейдон» и его взаимодействии с держателями государственных баз данных в свободном доступе отсутствует, на данный момент сложно сказать, насколько в системе отлажены критически важные процедуры автоматического получения и анализа данных о доходах и имущественном статусе миллионов должностных лиц.
Одновременно неясно, каким образом будут агрегироваться:
- сведения о доходах и имуществе, не содержащиеся в государственных базах данных, например, о денежных подарках, которые являются недекларируемыми доходами;
- иные сведения, значимые с точки зрения противодействия коррупции. Так, справка о доходах является источником полезных для параллельного направления предупреждения коррупции данных – признаков конфликта интересов. В частности, в справке указывается информация о лицах, от которых служащий и члены его семьи получают доход (заработную плату, оплату по гражданско-правовым договорам, доход от ценных бумаг); организациях, в которых размещены вклады служащего или членов его семьи; должниках и кредиторах служащего или членов его семьи и т.п. Такие данные позволяют составить «карту связей» чиновника и, в случае попадания в сферу его должностных обязанностей кого-либо из соответствующих лиц, принимать меры по недопущению или урегулированию конфликта интересов. Однако их сложно получить из иных источников, в том числе из государственных баз данных, с которыми работает ГИС «Посейдон». В отсутствие ежегодно представляемых справок такие сведения просто выпадут из поля зрения лиц, ответственных за противодействие коррупции.
Помимо отмены ежегодного декларирования, рассматриваемый законопроект:
- предусматривает прямое указание на необходимость анализа поступающих сведений о доходах (сейчас необходимость проведения анализа ответственными лицами (подразделениями) не упоминается в основном антикоррупционном законе);
- определяет, что при трудоустройстве бывшего должностного лица в организацию по решению Президента РФ требования статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ (получение согласия комиссии; уведомление работодателя о ранее замещаемой должности; уведомление работодателем бывшего представителя нанимателя (работодателя)) не распространяются на соответствующего гражданина и его нового работодателя.