Минтруд подготовил аналитический обзор о разоблачителях коррупции

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации опубликовало Обзор правоприменительной практики, связанной с защитой лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции.

6 мин
Дующий в свисток

Документ разработан на основе анализа данных, полученных в ходе мониторинга антикоррупционной деятельности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации. Использовать его регулятор рекомендует как государственным органам, так и организациям различных типов при обеспечении работы каналов получения сообщений и осуществлении мер защиты в отношении заявителей.

Каналы получения сообщений

Минтруд подчеркивает, что защита разоблачителей начинается с грамотной организации каналов получения сообщений о нарушениях, что закрепляется в локальных нормативных актах (ЛНА).

Цели создания таких каналов включают, в том числе:

  • выявление и предотвращение фактов коррупционных и иных правонарушений;
  • формирование нетерпимости к коррупционному поведению;
  • снижение правовых, экономических и репутационных рисков.

В Обзоре рассмотрены возможные форматы приема сообщений:

  • телефонные линии – «горячая линия» или телефон доверия, в том числе с круглосуточным автоответчиком (оптимальное время приема сообщения – 5-7 минут);
  • электронная почта;
  • формы на официальных сайтах органов или организаций – анонимные и неанонимные;
  • формы на корпоративных порталах (для сотрудников);
  • личный прием уполномоченного лица (например, руководителя антикоррупционного подразделения);
  • чат-боты в мессенджерах;
  • специальные ящики для письменных обращений, установленные в общедоступных местах (не под видеонаблюдением и вне мест постоянного нахождения сотрудников).

Информация о каналах получения сообщений публикуется в открытом доступе.

При этом в ЛНА рекомендуется закреплять принципы работы каналов раскрытия информации о нарушениях:

  • конфиденциальность – доступ к данным заявителя только у уполномоченных лиц; запрет разглашения под угрозой ответственности; защита информации шифрованием и ограничением доступа;
  • анонимность – возможность отправить сообщение без указания данных и гарантия рассмотрения при достаточности сведений; отдельно отмечается практика деперсонификации, когда заявитель получает уникальный номер обращения и может отслеживать его статус в личном кабинете, при этом рассматривающие сотрудники не видят его персональных данных;
  • беспристрастность – возможность направить сообщение на каналы получения сообщений любым лицом и в отношении любого лица, вне зависимости от статуса, реализуемая, в том числе через передачу администрирования каналов сторонней организации или централизацию на вышестоящем уровне;
  • непрерывность работы;
  • оперативность (в части первичной оценки и регистрации сообщений);
  • добросовестность и отказ от преследования.

Также в целях повышения эффективности работы с сообщениями могут быть доработаны системы электронного документооборота, включая установление возможности контекстного поиска для оперативного отслеживания антикоррупционной структурой сообщений, поступивших по иным каналам.

Регистрация и первичная оценка сообщений

Согласно Обзору, по сложившейся практике, сообщение регистрируется в течение 3 дней с момента поступления (или быстрее, если это предусмотрено ЛНА), а ответ заявителю направляется в срок до 30 дней (в исключительных случаях – до 60 дней с уведомлением о продлении).

Поступившие сообщения рекомендуется регистрировать в специальном журнале учета, фиксируя дату поступления, способ получения, данные заявителя (при наличии), краткое содержание сообщения и принятые меры. Журнал может быть бумажным или электронным.

После регистрации проводится первичная оценка, которая предполагает:

  • проверку достаточности информации;
  • классификацию (релевантные/нерелевантные, по видам нарушений и т.п.);
  • направление данных в соответствующие подразделения для дальнейшей работы.

Сообщения с угрозами, оскорблениями или уже рассмотренные без новых обстоятельств могут не рассматриваться по существу.

Анализ информации и меры реагирования

В своем Обзоре Минтруд описывает пошаговый алгоритм анализа поступающих сообщений:

  • назначение ответственных лиц и определение порядка взаимодействия;
  • планирование мероприятий и сбор данных;
  • применение мер защиты заявителя;
  • взаимодействие с внутренними и внешними заинтересованными лицами, включая правоохранительные органы;
  • проведение аналитических процедур: запросы в подразделения, анализ документов, беседы с заявителем, получение письменных пояснений;
  • оформление итогового акта с результатами анализа, оценкой ущерба, предложениями по мерам реагирования и предупреждению подобных случаев в будущем.

При выявлении признаков преступлений или административных правонарушений информация направляется в правоохранительные органы.

В числе мер реагирования, рекомендуемых по итогам рассмотрения сообщений, в документе приводятся следующие:

  • проведение антикоррупционной проверки (если применимо);
  • рассмотрение материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), иным коллегиальным органом, обладающим аналогичными полномочиями;
  • принятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (если применимо);
  • проведение мероприятий разъяснительного характера по вопросам соблюдения антикоррупционных стандартов (индивидуально или коллективно, в таких форматах как инструктаж, профилактическая беседа, вебинары, семинары, занятия, лекции и т.п.);
  • принятие мер, направленных на совершенствование предупреждения коррупции в органе (организации);
  • привлечение к ответственности (если применимо) и т.д.

Отдельно предлагается анализировать причины и условия, которые привели к нарушению, и учитывать их при оценке коррупционных рисков.

Защита разоблачителей

Отдельное внимание в Обзоре уделено мерам защиты лиц, сообщивших о коррупции.

Такие меры защиты, согласно документу, направлены на предотвращение преследования заявителя, ущемления его прав или создания неблагоприятных условий после сообщения о коррупции. Возможные формы защиты включают:

  • запрет на необоснованные кадровые практики: увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение премий или иных выплат, перенос отпуска без оснований и т.п. Согласно документу, для защиты лица, сообщившего о нарушении, такие вопросы в отношении разоблачителя могут быть рассмотрены на заседании комиссии;
  • особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в течение года после сообщения (с участием комиссии и прокурора);
  • проактивный мониторинг изменений в отношении заявителя;
  • защита персональных данных с момента поступления сообщения.

При этом авторы документа допускают применение мер защиты в том числе в случае «добросовестного заблуждения» разоблачителя, то есть если факт нарушения не подтвердился, но у лица, заявившего о нарушении, были разумные основания полагать, что нарушение имело место.

Если разоблачитель участвует в уголовном процессе, он может рассчитывать на государственную защиту в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а также на бесплатную юридическую помощь по Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Мониторинг эффективности

Минтруд рекомендует ежегодно анализировать результативность работы каналов раскрытия информации о нарушениях, в том числе:

  • число поступивших сообщений по каждому каналу;
  • их релевантность и результаты рассмотрения;
  • количество направленных жалоб в правоохранительные органы;
  • количество привлеченных к ответственности лиц;
  • эффективность каждого канала.

В мониторинг рекомендуется также включать предложения по совершенствованию мер по предупреждению коррупции в органе (организации) в целом или конкретных мер (например, каналов получения сообщений).

Для проведения такого мониторинга может использоваться не только сбор информации самим антикоррупционным подразделением, но и опрос лиц, сообщавших о нарушениях – для оценки эффективности работы каналов получения сообщений.

Информирование и стимулирование

Минтруд рекомендует активно информировать сотрудников о возможностях сообщения о коррупции и рассказывать о существующих каналах:

  • при приеме на работу;
  • в рамках антикоррупционного обучения (просвещения);
  • посредством включения в «антикоррупционную оговорку»;
  • с помощью баннеров на сайтах, заставок на рабочих компьютерах, рассылок, стендов и т.п.

В отдельных случаях может предусматриваться поощрение заявителей, чьи сообщения принесли положительный экономический, социальный, репутационный или иной эффект для органа (организации).

Заявители о коррупции