Документ разработан на основе анализа данных, полученных в ходе мониторинга антикоррупционной деятельности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации. Использовать его регулятор рекомендует как государственным органам, так и организациям различных типов при обеспечении работы каналов получения сообщений и осуществлении мер защиты в отношении заявителей.
Каналы получения сообщений
Минтруд подчеркивает, что защита разоблачителей начинается с грамотной организации каналов получения сообщений о нарушениях, что закрепляется в локальных нормативных актах (ЛНА).
Цели создания таких каналов включают, в том числе:
- выявление и предотвращение фактов коррупционных и иных правонарушений;
- формирование нетерпимости к коррупционному поведению;
- снижение правовых, экономических и репутационных рисков.
В Обзоре рассмотрены возможные форматы приема сообщений:
- телефонные линии – «горячая линия» или телефон доверия, в том числе с круглосуточным автоответчиком (оптимальное время приема сообщения – 5-7 минут);
- электронная почта;
- формы на официальных сайтах органов или организаций – анонимные и неанонимные;
- формы на корпоративных порталах (для сотрудников);
- личный прием уполномоченного лица (например, руководителя антикоррупционного подразделения);
- чат-боты в мессенджерах;
- специальные ящики для письменных обращений, установленные в общедоступных местах (не под видеонаблюдением и вне мест постоянного нахождения сотрудников).
Информация о каналах получения сообщений публикуется в открытом доступе.
При этом в ЛНА рекомендуется закреплять принципы работы каналов раскрытия информации о нарушениях:
- конфиденциальность – доступ к данным заявителя только у уполномоченных лиц; запрет разглашения под угрозой ответственности; защита информации шифрованием и ограничением доступа;
- анонимность – возможность отправить сообщение без указания данных и гарантия рассмотрения при достаточности сведений; отдельно отмечается практика деперсонификации, когда заявитель получает уникальный номер обращения и может отслеживать его статус в личном кабинете, при этом рассматривающие сотрудники не видят его персональных данных;
- беспристрастность – возможность направить сообщение на каналы получения сообщений любым лицом и в отношении любого лица, вне зависимости от статуса, реализуемая, в том числе через передачу администрирования каналов сторонней организации или централизацию на вышестоящем уровне;
- непрерывность работы;
- оперативность (в части первичной оценки и регистрации сообщений);
- добросовестность и отказ от преследования.
Также в целях повышения эффективности работы с сообщениями могут быть доработаны системы электронного документооборота, включая установление возможности контекстного поиска для оперативного отслеживания антикоррупционной структурой сообщений, поступивших по иным каналам.
Регистрация и первичная оценка сообщений
Согласно Обзору, по сложившейся практике, сообщение регистрируется в течение 3 дней с момента поступления (или быстрее, если это предусмотрено ЛНА), а ответ заявителю направляется в срок до 30 дней (в исключительных случаях – до 60 дней с уведомлением о продлении).
Поступившие сообщения рекомендуется регистрировать в специальном журнале учета, фиксируя дату поступления, способ получения, данные заявителя (при наличии), краткое содержание сообщения и принятые меры. Журнал может быть бумажным или электронным.
После регистрации проводится первичная оценка, которая предполагает:
- проверку достаточности информации;
- классификацию (релевантные/нерелевантные, по видам нарушений и т.п.);
- направление данных в соответствующие подразделения для дальнейшей работы.
Сообщения с угрозами, оскорблениями или уже рассмотренные без новых обстоятельств могут не рассматриваться по существу.
Анализ информации и меры реагирования
В своем Обзоре Минтруд описывает пошаговый алгоритм анализа поступающих сообщений:
- назначение ответственных лиц и определение порядка взаимодействия;
- планирование мероприятий и сбор данных;
- применение мер защиты заявителя;
- взаимодействие с внутренними и внешними заинтересованными лицами, включая правоохранительные органы;
- проведение аналитических процедур: запросы в подразделения, анализ документов, беседы с заявителем, получение письменных пояснений;
- оформление итогового акта с результатами анализа, оценкой ущерба, предложениями по мерам реагирования и предупреждению подобных случаев в будущем.
При выявлении признаков преступлений или административных правонарушений информация направляется в правоохранительные органы.
В числе мер реагирования, рекомендуемых по итогам рассмотрения сообщений, в документе приводятся следующие:
- проведение антикоррупционной проверки (если применимо);
- рассмотрение материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), иным коллегиальным органом, обладающим аналогичными полномочиями;
- принятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (если применимо);
- проведение мероприятий разъяснительного характера по вопросам соблюдения антикоррупционных стандартов (индивидуально или коллективно, в таких форматах как инструктаж, профилактическая беседа, вебинары, семинары, занятия, лекции и т.п.);
- принятие мер, направленных на совершенствование предупреждения коррупции в органе (организации);
- привлечение к ответственности (если применимо) и т.д.
Отдельно предлагается анализировать причины и условия, которые привели к нарушению, и учитывать их при оценке коррупционных рисков.
Защита разоблачителей
Отдельное внимание в Обзоре уделено мерам защиты лиц, сообщивших о коррупции.
Такие меры защиты, согласно документу, направлены на предотвращение преследования заявителя, ущемления его прав или создания неблагоприятных условий после сообщения о коррупции. Возможные формы защиты включают:
- запрет на необоснованные кадровые практики: увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение премий или иных выплат, перенос отпуска без оснований и т.п. Согласно документу, для защиты лица, сообщившего о нарушении, такие вопросы в отношении разоблачителя могут быть рассмотрены на заседании комиссии;
- особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в течение года после сообщения (с участием комиссии и прокурора);
- проактивный мониторинг изменений в отношении заявителя;
- защита персональных данных с момента поступления сообщения.
При этом авторы документа допускают применение мер защиты в том числе в случае «добросовестного заблуждения» разоблачителя, то есть если факт нарушения не подтвердился, но у лица, заявившего о нарушении, были разумные основания полагать, что нарушение имело место.
Если разоблачитель участвует в уголовном процессе, он может рассчитывать на государственную защиту в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а также на бесплатную юридическую помощь по Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Мониторинг эффективности
Минтруд рекомендует ежегодно анализировать результативность работы каналов раскрытия информации о нарушениях, в том числе:
- число поступивших сообщений по каждому каналу;
- их релевантность и результаты рассмотрения;
- количество направленных жалоб в правоохранительные органы;
- количество привлеченных к ответственности лиц;
- эффективность каждого канала.
В мониторинг рекомендуется также включать предложения по совершенствованию мер по предупреждению коррупции в органе (организации) в целом или конкретных мер (например, каналов получения сообщений).
Для проведения такого мониторинга может использоваться не только сбор информации самим антикоррупционным подразделением, но и опрос лиц, сообщавших о нарушениях – для оценки эффективности работы каналов получения сообщений.
Информирование и стимулирование
Минтруд рекомендует активно информировать сотрудников о возможностях сообщения о коррупции и рассказывать о существующих каналах:
- при приеме на работу;
- в рамках антикоррупционного обучения (просвещения);
- посредством включения в «антикоррупционную оговорку»;
- с помощью баннеров на сайтах, заставок на рабочих компьютерах, рассылок, стендов и т.п.
В отдельных случаях может предусматриваться поощрение заявителей, чьи сообщения принесли положительный экономический, социальный, репутационный или иной эффект для органа (организации).